Программа подготовки по биологии для учеников базового уровня
Автор: Ремблевская К.В.Продолжительность курса:
20 занятий (40 часов)
Нагрузка:
20 занятий по 2 часа (итоговое занятие – 4 часа). Всего 42 часа.
Цели курса:
- Подача теоретического материала в соответствии со спецификацией экзамена по биологии. Отработка навыков уверенного решения экзаменационных заданий по каждой из разобранных тем. Для данной группы учащихся материал преподносится максимально конкретно и просто, акцент делается на отработке заданий базового уровня сложности.
- Формирование следующих навыков и умений у учащихся: применение биологических знаний для объяснения процессов и явлений живой природы; анализ и правильная интерпретация условий тестовых заданий по биологии, построение и использование алгоритмов выбора верного ответа; формулирование логичных и четких ответов на задания части 2.
- Использование проблемно-ориентированного подхода при разборе тем курса; важно сформировать у учащегося представление о биологии как о науке, имеющей большое прикладное значение.
- Мотивировировка учащихся к самостоятельной работе с литературой биологического и медицинского профиля.
- Выявление тем, нуждающихся в особой проработке индивидуально для каждого ученика и составление рекомендаций по самостоятельной работе.
Ориентировочная структура занятия:
Разбор и оценка домашнего задания. |
Разбор новой темы и решение заданий ЕГЭ по этой теме. |
Контрольная работа по пройденным темам в виде тестов, составленных на основе КИМ. |
Консультативная часть. |
Примерный тематический план занятий:
Содержание занятия |
Введение в цитологию. Изучение строения и функций органоидов клетки. Сравнение строения клеток эукариот и прокариот; клеток представителей различных царств живой природы (грибы, растения, животные). Химический состав клетки: функции неорганических веществ, входящих в состав клетки, строение и функции органических полимеров (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты) и их мономеров. Изучение основных положений клеточной теории. |
Энергетический и пластический обмен. Фазы фотосинтеза и процессы, происходящие в каждой из фаз. Биологическое значение этих процессов и краткая их характеристика. |
Генетический код и его свойства. Понятие комплементарности. Основные типы нуклеиновых кислот. Реакции матричного типа (биосинтез белка и репликация ДНК). Разбор заданий, где требуется воспользоваться таблицей генетического кода. |
Понятия «хромосома», «аллельные гены», «хроматиды». Хромосомный набор соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки. Детальный разбор митоза и мейоза, сравнение этих процессов. Решение задач по цитологии на определение хромосомного набора в различных типах клеток в различные фазы митоза и мейоза. |
Мутационная, комбинативная и модификационная изменчивость: характеристика, сравнение и примеры. Типы мутаций (генные, хромосомные, геномные); виды мутагенов и их влияние на организм. Понятия «онтогенез», «эмбриогенез» и «филогенез». Эмбриональное развитие организмов, сравнение стадий бластулы, гаструлы и нейрулы. Развитие систем органов из определенных зародышевых листков. |
Основные генетические понятия. Разбор законов Менделя, решение генетических задач. Опыты Т. Моргана, понятие «сцепленное наследование признаков». Наследование, сцепленное с полом. Знакомство с генеалогическим методом. |
Систематика. Бинарная номенклатура. Характеристика и сравнение царств живой природы. Вирусы и бактерии – строение, наиболее известные представители, вызываемые заболевания, методы профилактики. Роль бактерий в производстве, в генной инженерии. Грибы, лишайники: строение и представители. Роль в природе и значение для человека. |
Ткани и органы растений (строение и функции). Основные отделы растений: особенности строения и жизнедеятельности, сравнительная характеристика. Мхи, Папоротники, Голосеменные – жизненные циклы, понятия «гаметофит», «спорофит». |
Классы и семейства покрытосеменных растений. Строение различных видов цветка и плода. Размножение покрытосеменных: особенности в зависимости от способа опыления. Разнообразные приспособления растений к существованию в разных климатических условиях. |
Царство Животные: сравнительная характеристика типов. Одноклеточные животные: представители, строение и физиология. Болезни, вызываемые простейшими (дизентерия, малярия и т. д.). Основные типы и классы беспозвоночных животных и их сравнительная характеристика. Паразитические черви, их жизненные циклы, меры профилактики заражения. |
Хордовые животные: сравнительная характеристика основных классов (строение тела, круги кровообращения, строение отделов мозга, особенности дыхания и т. д.). |
Контрольная работа по пройденным темам. Проверяемые разделы: цитология, генетика, ботаника, зоология. Составление плана прорабатывания данного материла для каждого ученика (рекомендации к самостоятельной работе по вышеназванным разделам). |
Введение в анатомию и физиологию человека. Строение тканей человека. Пищеварительная система: отделы, функции каждого из отделов, строение и функции печени и поджелудочной железы. Фильтрационная функция почек. Система дыхания: строение и функции отделов. Процесс газообмена в легких. |
Сердечно-сосудистая система человека. Круги кровообращения. Сердечный цикл, функции клапанов. Система органов кроветворения. Форменные элементы крови: строение и функции. Виды иммунитета, упрощенная схема иммунного ответа. Вклад И. Мечникова (теория клеточного иммунитета) и Э. Дженнера (первая вакцина) в иммунологию. Система лимфообращения. |
Нервная система человека. Строение головного и спинного мозга, строение нерва, рефлекторная дуга, безусловные и условные рефлексы. Понятие второй сигнальной системы. |
Анализаторы: подробно рассматриваются зрительный и слуховой анализатор. Способы коррекции зрения. Гуморальная регуляция: эндокринные железы, выделяемые гормоны. Патологические изменения, происходящие в организме человека при недостатке или избытке тех или иных гормонов. |
Опорно-двигательная система человека. Оказание первой помощи. Гигиена человека, меры профилактики различных заболеваний. |
Эволюционная теория и движущие силы эволюции. Видообразование: виды, примеры. Понятие о гомологичных и аналогичных органах; атавизмах и рудиментах. Антропогенез. |
Взаимоотношение организмов в природе: цепи питания, экологические пирамиды, компоненты экосистемы. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Антропогенный фактор и проблема защиты окружающей среды. Биосфера: элементы и их взаимосвязь. Круговорот веществ в природе. |
Репетиционный экзамен. Разбор ошибок и подведение итогов.Длительность данного занятия – 4 часа. |